Tuesday, September 12, 2017

Общественники: для профилактики ДТП необходимо усилить ответственность не только водителей, но и пешеходов

Vastram / Shutterstock.com
15 июня этого года Государственной дума в первом чтении приняла закон, которым предлагается скорректировать ответственность водителей за непредоставление преимущества в движении пешеходам. В случае если документ и в будущем одобрят в текущей редакции, то для водителей появится верхний предел штрафа – 2,5 тыс. руб. Сейчас же размер штрафа за данное правонарушение фиксированный, он образовывает 1,5 тыс. руб. (ст. 12.18 КоАП РФ). Основная особенность законопроекта и одновременно основная претензия специалистов к нему – не найдено, в зависимости от каких событий будет устанавливаться тот либо другой размер штрафа.
Большая часть участников публичной экспертизы указанного документа, которая прошла день назад в ОП РФ, считают, что ужесточить ответственность для водителей по ст. 12.18 КоАП РФ вправду нужно, но не так, как предлагается в законе. В частности, помощник начальника, статс-секретарь Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Корнеев указал, что вилки штрафов сейчас в принципе видятся редко. В этом случае, согласно его точке зрения, чиновникам будет сложно найти, в каких случаях необходимо назначить меньший, а в каких – больший штраф. Специалист пояснил, что административное расследование по подобным делам, в большинстве случаев, не проводится, а протокол составляется на месте. Следовательно, установить и учесть все события в таких условиях тяжело. Исходя из этого представитель Департамента внес предложение штраф по ст. 12.18 КоАП РФ до 2,5 тыс. руб.
Другой предлагаемый специалистами вариант – оставить вилку штрафов, но четко найти, в каких случаях назначается штраф в том либо другом размере. К примеру, глава Комиссии ОП РФ по территориальному формированию и местному самоуправлению Андрей Максимов считает необходимым установить разделение штрафов в зависимости от того, в первый раз шофер совершил правонарушение (2 тыс. руб.) или много раз пренебрегал положениями ПДД (2,5 тыс. руб.). К слову, по оценке представителя Государственной автоинспекции Андрея Кузнецова, разделение, напротив, не охватит все вероятные варианты нарушений, а вилка от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. как раз разрешит инспектору учесть все нужные события.
В рамках ужесточения ответственности автовладельцев общественники также считают необходимым дополнить ст. 12.18 КоАП РФ частью 2, в которой будет раздельно предусмотрена ответственность за непропуск пешехода в ситуации, когда другие водители остановились перед пешеходным переходом (п. 14.2 ПДД). Общественники уверены в том, что за такое деяние должен быть установлен штраф в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Данное предложение содержится в проекте заключения по итогам публичной экспертизы (имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В нем же поясняется, что публичная опасность данного деяния высока, поскольку пешеход, которого уже пропустила одна машина, уверенный в своей безопасности и не задумывается о приближении транспорта в соседней полосе. Также он может быть лишен возможности оценить дорожную обстановку по причине того, что другой автомобиль перекрывает ему обзор.
Но одновременно с этим мнения специалистов сходятся в том, что лишь только ужесточение ответственности для водителей не разрешит снизить число ДТП. Общественники показывают, что статистику о количестве возбужденных административных дел за непредоставление пешеходам преимущества показывают на отсутствие причинно-следственной связи между количеством размера аварий и повышением штрафа.
Помимо этого, специалисты видят риски в подобном шаге законодателя. Так, они не исключают, что повышение санкций лишь для водителей приведет к злоупотреблениям со стороны сотрудников ДПС. Помимо этого, общественники опасаются, что ужесточением ответственности автовладельцев воспользуются недобросовестные пешеходы. Речь заходит о тех, которые имитируют наезд транспортного средства на нерегулируемом пешеходном переходе, повлекший якобы причинение вреда их здоровью. Водители, чтобы избежать ответственности по закону, уплачивают таким лицам финансовую компенсацию. Подобные случаи фиксируются и сейчас, но повышение санкций для водителей, предположительно, приведет к резкому росту аналогичных мошеннических действий.
Но и добросовестные пешеходы могут быть виноваты в ДТП – те, которые забывают о своих обязанностях. Напомним, пешеходам перед началом движения по нерегулируемому переходу необходимо убедиться в его безопасности. Также они не должны создавать помех для движения транспорта (п. 4.5 ПДД). Одновременно с этим, по словам юриста Аналитического центра ОП РФ Светланы Казакиной, сейчас судебная практика такова, что вина пешехода учитывается лишь в случаях, когда он переходит дорогу в неположенном месте. В иных обстановках, к примеру, когда он не убедился в безопасности перехода и однако вышел на него, вопрос о вине пешехода не ставится.
Общественники также привели статистику, в соответствии с которыми смерть в ДТП происходит чаще по вине пешеходов, чем водителей. Так, в 2015 году по вине автовладельцев погибло 2835 пешеходов, а по вине самих пешеходов смертность составила 4805, за 2016 год те же показатели составили 2393 и 3942 человек соответственно.
Специалисты пришли к выводу, что ответственность за безопасность дорожного движения должна быть обоюдной и в равной степени относиться ко всем участникам движения. Поэтому общественники считают необходимым обязать сотрудников ДПС оценивать вину пешеходов и принимать решение о наказании для всех участников движения. Наровне с этим они предлагают поднять размер штрафов для пешеходов за нарушение ПДД по ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ, действительно, не уточняют, на какое количество поэтому.

No comments:

Post a Comment